Лорето — небольшой городок (около 12000 жителей), расположенный на вершине холма высотой в 127 метров очень неподалеку от Адриатического побережья. Обойти его можно буквально за пару часов. Думаю, что очень немногие за пределами Италии знают где находится и чем знаменит этот милый итальянский городок. Да и в самой Италии он наверняка известен лишь либо очень набожным, либо самым любознательным путешественникам. А ведь именно здесь находится одна из самых больших для верующего человека святынь — Святилище Святого Дома, а по-итальянски попросту — Santa Casa.
Интернет просто наводнен информацией о паломничестве в эти места и тому есть веская причина — здесь, в Лорето, хранится тот самый дом из Назарета, в котором родилась Непорочная Дева Мария. Но почему и каким боком оказалась эта святыня в Италии, да еще и в таком тихом месте? Интересный вопрос, обоснованный ответ на который долгое время церковью не озвучивался, ровно до той поры, пока простых верующих удовлетворял ответ про ангелов. Ведь по легенде, именно ангелы перенесли в Лорето каменный дом Марии прямо по ясному небу. Достоверно известен даже день, когда это случилось — в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года.
На этом моменте исторический экскурс предлагаю временно приостановить и.. прогуляться по городу. Почему? Все просто — у меня набралось какое-то невероятное количество снимков из Лорето и уменьшить их количество, не показывая бОльшую часть, кажется мне преступлением. Поэтому сделаю ход конем, разделив их на две части. В первой будут снимки самого города и рассказы об улочках, а во второй — снимки Базилики, хранящей реликвию, и рассказы о ней.
Именно так, как на снимке ниже, выглядит Лорето со стороны моря. Очень завлекательно, сразу и бесповоротно интересуешься что там, под этим большим куполом.

Неожиданность номер два — в Лорето есть собственный Музей истории авиации (Museo storico aeronautico)! К его экспозиции относится и вот этот самолет, стоящий рядом со смотровой площадкой, с которой открываются наичудеснейшие виды на побережье Ривьеры Конеро.

Прямо по курсу — не большой, но знаменитый на весь мир городок Кастельфидардо (Castelfidardo). С середины 19 века здесь производят аккордеоны и баяны. Начиналось все с маленькой лавочки одного единственного ремесленника, а сейчас этим необычным делом занимается уже множество фирм и даже есть целая фабрика. Местные инструменты получили мировое признание, а любой аккордеонист почтет за честь играть на инструменте из Кастельфидардо. Периодически здесь проводят фестивали и концерты, организовали Музей аккордеона и поставили памятник ему же. Будете в окрестностях, не пожалейте времени, посетите этот любопытный борго.

И вот, собственно, сама Ривьера Конеро, не целиком, но большая её часть. Справа по центру — городок Сироло, расположенный на склоне горы, но обладающий сказочными песчаными пляжами, а наверху на горе — как ни странно, но отель, с бассейном, фантастическими видами на побережье и рестораном с соответствующей панорамой. Чудное место для чашечки кофе;)

Обернувшись назад видим крепостную стену. Да что там — это целый бастион по имени Bastione Sangallo (1518)! Пройдем мимо него направо, а затем налево, в городские ворота.

Обожаю анфилады!

Через эти ворота мы и войдем в городе — Porta Romano, 1590 год, построены архитектором с очень запоминающимся именем Pompeo Floriani вместо ворот Porta Osimana ныне закрытых. Статуи пророков по бокам ворот выполнены из того же мрамора, что и облицовка Santa Casa. Толщина стен потрясает.

Не знаю как вам, а мне красиво. Жаль лишь, что расположена красота достаточно высоко и долго держать голову поднятой вверх, чтобы рассмотреть детали, довольно сложно.

Приблизившись, видим, что изображена как раз история чудесного появления в Лорето Земного Дома Богородицы- ангелы, несущие дом вместе с сидящей на нем Богородицей.

Налево от ворот видим здание, в котором располагаются муниципалитет, городской театр и полиция в одном флаконе.

А по правую руку у нас Corso Traiano Boccalini, названная так в честь писателя-сатирика (16 век). Именно она и приведет нас к Базилике. По пути можно найти приличное количество магазинчиков с сувенирами, кафе и отелей.

Множество милых деталей — отличительная особенность Лорето.

Магазины с фигурками для презепе летом выглядят довольно нелепо, но какого отличного качества эти фигурки!

Глядя на ценники, понимаешь, что презепе — не дешевое это удовольствие. Не находите, что процесс подготовки презепе очень напоминает процесс украшения среднестатистической советской ёлки? Мои бабушка и дедушка точно также, с большой любовью и удовольствием, выбирали в магазинах самые симпатичные елочные игрушки, фигурки и украшения не глядя на цену. И где сейчас тот заветный сундук, набитый этим добром.. надо будет у мамы спросить;)

Милашки-кучеряшки.

Антураж в баре и снаружи симпатичный, а вот мороженое оказалось так себе. Промелькнула мысль — неужели Лорето тоже очень туристическое место? Но на всем пути от ворот до Базилики туристов нами было встречено всего двое:))

Мне, как женщине, всегда очень сложно пройти мимо витрин не полюбовавшись на сокровища. А взгляду задержаться есть на чем — Мадонны на любой вкус, цвет и размер, простите за каламбур. Очень красивая и тонкая работа со множеством деталей. Таких покупают домой? Представляя себя на месте паломника, все же не могу сообразить, куда дома можно поставить такую скульптуру, если для этого нет отдельной молельни. Ну не просто же в коридоре?!

С самого посещения Лорето прошлым летом, меня мучал вопрос, который рождают эти витрины — почему Мадонны из Лорето черны ликом и телом? Оказалось, что достоверно этот момент не известен, но основных догадок несколько.

Версия первая — свечная и лампадная копоть, осевшая на статуе за многие годы. В пользу этого варианта говорит история о том, как в одном испанском городке решили почистить почерневшую Мадонну, но прихожане, увидев белый лик возмутились и потребовали вернуть им привычную темную Богородицу. Пришлось мастеру красить статую в черный цвет краской.

Версия вторая — в итальянских городах есть традиция раз в год купать статую Мадонны в красном вине. Красное вино в этом случае символизирует ритуал жертвоприношения и может привести к окрашиванию статуи в темный цвет.

Версия третья — в те времена, когда начались гонения язычников, им ничего не оставалось делать, как прятать свои святыни в земле-матушке. А от многолетнего соприкосновения земли и материала, из которого сделана статуя, могла произойти реакция, ведущая к окрашиванию.

Как по мне, так первый вариант про копоть имеет право на существование, а остальные две версии недостаточно правдоподобны.

Всего лишь несколько десятков метров и вот мы уже у цели нашего путешествия — на центральной площади Лорето Piazza della Madonna, где и располагаются основные достопримечательности города. Справа — Святилище Святого Дома (Santuario della Santa Casa, 16 век), слева от неё — кампанилла высотой 67 метров (18 век), еще левее — городской дворец (Palazzo Communale) ранее называвшийся Апостольским дворцом (Palazzo Apostolico, 15 век), имеющий традиционную форму буквы L и располагающийся в двух уровнях. Именно в Апостольском дворце сейчас можно полюбоваться работами Лоренцо Лотто, Симона Вуэ, Аннибале Карраччи, а также чудной коллекцией майолики. Четвертую сторону площади занимает Palazzo Illirico, где располагается иезуитская школа-интернат.

Фонтан Маджоре (Fontana Maggiore, начало 17 века) очень украшает площадь, оживляет ее строгие черты и наполняет свежестью.

Как удавалось средневековым архитекторам создавать такие внушительные, но в то же время воздушные конструкции?! Нашим современникам поучиться бы у них.

У входа в Базилику встречает паломников Папа Sisto V (16 век). Постамент у этой статуи очень необычный, украшен бронзовыми изваяниями с четырех сторон.

Первую часть прогулки на этом окончим. Скажите, нравится вам в Лорето?:)

Продолжение рассказа о Земном Доме Богородицы в Лорето вы можете найти ЗДЕСЬ.

Комментарии